Сложно найти родителей, которые не хотели бы иметь максимально послушного и примерного ребенка, это очень удобно для них самих и правильно с точки зрения общественности. Но что делать, если чадо упорно не желает вписываться в рамки примерного поведения?
Запреты или вседозволенность?
Детям любого возраста нужны определенные границы и рамки поведения. Для них это – гарантия стабильности и безопасности окружающего мира. Если сегодня что-то «нельзя», то так должно быть и в дальнейшем. Причем, запреты и границы дозволенного должны подтверждаться всеми членами семьи одинаково. Особенно, если это касается здоровья и безопасности ребенка.
В вопросах не столь принципиальных, можно и нужно давать ребенку пространство для свободы действий. Ведь когда-то он вырастет и шагнет в самостоятельную взрослую жизнь. А самостоятельность предполагает умение делать свой собственный выбор и нести за него ответственность, проявлять инициативу, а также говорить «нет», когда того требуют обстоятельства. Ребенок, с детства привыкший к беспрекословному послушанию и не умеющий отстаивать свое мнение, просто не будет на это способен.
Означает ли это, что запреты, рамки и правила должны уступить место вседозволенности? Однозначно, нет. Но строгость должна быть умеренной, запреты – обоснованными, а границы – не слишком жесткими. В ситуациях, не угрожающих безопасности и здоровью, ребенок должен почаще иметь право выбора.
Почему ребёнок не хочет слушаться?
Причин такого поведения может быть много, более того, для каждого возраста они, как правило, свои. Для развития ребенка характерно наличие кризисных периодов – один год, три года, семь лет и подростковый период. В такие моменты психика ребенка претерпевает кардинальные возрастные изменения, что провоцирует изменения и в его поведении. Ребенок изучает границы дозволенного и пытается их расширить, он выражает свой протест, отстаивает свое видение мира. Причиной непослушания может также служить как слишком большое количество запретов, так и, напротив, вседозволенность; непоследовательность в запретах (когда сегодня нельзя, а завтра можно) и несовпадение требований родителей (одно и то же один разрешает, а другой запрещает) и других членов семьи (что можно с бабушкой, то нельзя с мамой). Нередки случаи, когда своим негативным поведением ребенок, обделенный вниманием взрослых, старается привлечь его к себе.
Действия родителей, когда ребенок не хочет слушаться:
- Успокоиться. Любой ребенок, рано или поздно, чаще или реже, но проявляет непослушание.
- Спокойно объяснить ребенку вашу позицию. Однако, если ситуация угрожает его безопасности и здоровью, необходимо немедленно и твердо настоять на своем.
- Обсудить последствия непослушания. Возможность быть наказанным и лишенным чего-то вследствие своего поведения может стать для ребенка стимулом в следующий раз вести себя лучше.
Каковы бы ни были причины непослушания ребенка, необходимо наладить контакт с ним, попытаться понять мотивы его поведения и вместе с ним найти решение этого вопроса. Возможно, чтобы улучшить поведение ребенка, начать нужно с себя, ведь наши дети – это зачастую отражение нас самих!