С походом в детский сад у ребенка меняется весь уклад его жизни: распорядок дня, привычки в питании, возникает необходимость много общаться со сверстниками (раньше этого не было), долго находиться с взрослыми людьми, которые не являются родственниками (простыми словами — с чужими людьми) и длительное время быть без мамы. Теперь ребенку надо много чего делать самостоятельно: обслуживать себя, объясняться с другими взрослыми и детьми и так далее. Словом, с походом в садик вашего ребенка ждет много изменений, которые могут стать причиной стресса. Поэтому он, прежде всего, должен пройти процесс адаптации.
Адаптация — это приспособление организма к условиям окружающей среды, которые изменяются.
Психологи разделяют адаптацию на три степени:
- легкую: когда ребенок способен привыкнуть к новым условиям за 2 недели;
- среднюю: процесс привыкания длится от 3 до 6 недель;
- тяжелую: длится дольше, чем 6 недель.
Адаптация протекает тяжело или средне тогда, когда мы отдаем ребенка в садик не подготовленным. Как же подготовиться к детсаду, чтобы процесс адаптации прошел легко и почти незаметно?
Адаптация ребенка в детском саду. Подготовительный период.
Специалисты советуют начинать готовиться в детсад за 2-3 месяца до первого визита. В это время надо много разговаривать с ребенком и рассказывать ему о том, что его ожидает. Но не просто: «Ты пойдешь в садик, там будет воспитательница и много детишек. Все будет хорошо». Этого мало. Ребенку нужно проговорить все в деталях: как он придет, куда будет складывать свои вещи, как пройдет его день, где будет мама. Ведь всего этого ребенок не знает.
Говорите примерно так: «Когда дети приходят в садик, мама идет на работу (домой, в магазин и тому подобное). Сначала они идут к своим шкафам (у каждого воспитанника есть свой шкафчик) и оставляют там свою одежду. Ее они наденут тогда, когда пойдут на прогулку. Потом ты пойдешь в группу, где будет много других детей, которых родители уже привели в садик. Мы с тобой обнимемся, а потом ты помашешь маме ручкой и скажешь: «Пока». Все детки в садике говорят своим родителям: «Пока», и мамочки с папочками идут на работу. Но ненадолго. Скоро они возвращаются за своими детьми и забирают их домой. Пока ты будешь в садике, ты будешь играть с другими детками, познакомишься с тетей-воспитательницей, будешь ходить на горшок, будешь мыть ручки в специальной маленькой раковине, а потом — сядешь за стол и будешь обедать с другими детками…» и так далее. Объясните своему ребенку самыми простыми словами как можно подробнее, что такое детсад, а также что там надо делать.
Необычным и действенным способом рассказать ребенку о детском садике могут стать персональные книги о ребенке, где ваш ребенок станет главным героем терапевтических сказок. Такие сказки, написанные по методу сказкотерапии, в ненавязчивой форме подготовят и настроят ребенка на поход в детский сад, подскажут, как общаться с новыми ребятами-сверстниками, которых он встретит в саду и так далее.
Знакомство с детсадом.
Детсад — это совсем незнакомое место для вашего малыша. Лучше родителям заранее познакомить с ним свое чадо. Гуляйте вместе вокруг садика, разглядывайте его, рассказывайте ребенку, что сюда приходят дети и остаются с воспитательницей, здесь они гуляют, а мамы с папами идут на работу. Поговорите о том, какого цвета садик, как он строился, какая у него крыша. Если сможете, подойдите к окну, посмотрите, что там внутри, расскажите все, что вы увидели.
Потом зайдите внутрь здания (если будет такая необходимость, о своем обзорном визите вы можете заранее договориться с администрацией сада). Рассмотрите все внутри, посмотрите на музыкальный и спортивный зал. Если договоритесь с воспитателями, зайдите в конце дня, когда детишек уже будут забирать и покажите ребенку, какая у него будет группа, шкафчик и так далее.
Готовимся в ходе игр.
Эмоционально и психологически подготовиться к детскому саду вашему ребенку поможет игра в детский сад. Самое сложное, что нужно понять ребенку — это то, что мама или папа приведут его в группу и оставят там до вечера. Чтобы этот процесс прошел как можно легче, вы можете его проиграть заранее.
Например, вы можете построить из конструктора (или кукольного домика) детсад, поместить туда маленькие фигурки людей или животных. Это будут воспитательница, детки, родители. Проиграйте все с самого начала: родители привозят детей в садик на автобусах или машинах, ненадолго прощаются с детьми и уходят. Потом детки играют, гуляют, обедают, ходят на горшки, а потом за ними приходят, и они идут домой.
Можно играть и в «настоящий сад»: когда вы приводите ребенка в импровизированный детсад, обнимаете его, говорите: «Пока», и будто идете за продуктами или на работу. А потом приходите и забираете ребенка домой. Вы можете также проиграть какие-то ситуации, которые возникают на прогулке, во время тихого часа и так далее. Такие ролевые игры помогут вашему ребенку лучше понять, что будет в садике, как там надо себя вести, а вам будет легче подготовить его к быстрой адаптации.